Цель воспитания школьников – это создание условий для формирования и
развития личности высококультурной, интеллектуальной, социально активной,
гуманной. Так как в настоящее время это направление работы осложнено многими
негативными процессами, которые происходят в нашем обществе: кризис социальной
системы; обострение политической ситуации; социальная напряженность;
межнациональные распри; нарастание экономической нестабильности; криминализация
жизни; ухудшение экологической обстановки; падение нравственности. Воспитание в
каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к
труду, бережного отношения ко всему живому, охрана культуры, сохранения традиций
своего народа - вот ведущие ценности, которыми руководствуется педагогический
коллектив школы.
Обращение к народной культуре, к её традициям способствует всестороннему
развитию личности ребенка, формирует навыки межличностного общения, помогает
классному руководителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать
в воспитательный процесс родителей, объединять усилия работников образования и
культуры.
Таким образом, включение ценностей и традиций народной культуры в процесс
воспитания школьников дает возможность решить многие воспитательные цели школы.
Мы исходим из того, что наша воспитательная система воплощает в себе совокупную
деятельность школы, которая реализуется в трех сферах: в процессе обучения, во
внеклассной образовательной сфере, во внеучебной. Для того чтобы воспитательная
система работала, необходимо согласованное функционирование всех этих трех
подсистем.
Формы сотрудничества школы и общественности самые разные: создание условий для
досуга школьников, совместная деятельность в кружках, секциях, других творческих
объединениях, совместные экскурсии, туристические походы и путешествия, помощь
нуждающимся семьям, трудным подросткам.
Обращение к личности ученика, стремление его понять, поиски вместе с ним
самостоятельных решений, новых форм в работе - вот составляющие воспитательного
процесса в нашей школе. Задачи на каждой ступени образования ставятся исходя из
психолого-педагогических особенностей данного возраста.
Мы полагаем, что образ выпускника может складываться из пяти потенциалов
личности школьника: познавательного, нравственного, коммуникативного,
художественного и физического. Из этого вытекают задачи воспитания:
Задачи:
• Содействие формированию сознательного отношения ребенка к своему здоровью, как
естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного
развития.
• Содействие учащимся в освоении ценностей общества, в котором они живут, и
способов самоопределения в них.
• Предоставление личности широких возможностей выбора индивидуальной траектории
развития и способов самореализации.
• Организация воспитательного пространства через детские объединения, где
учащиеся развивают свои способности и склонности.
Позиция педагогического коллектива заключается в том, что выпускник
образовательного учреждения должен обладать личностными качествами, которые
могут быть востребованы сегодня и завтра, он должен вписаться в социальную
среду.
Организация воспитательной деятельности базируется на следующих принципах:
• Приоритет общечеловеческих нравственных ценностей и культуры народов: добро,
уважение, ответственность, готовность прийти на помощь, старательность,
добросовестность;
• Природосоответствие воспитания: опора на природу ребенка, его врожденные
психофизиологические особенности, возможности;
• Демократизм и гуманизм;
• Опора на лучшее в человеке.
Истоки духовного возрождения России и, прежде всего, родного края начинаются в
школе, а значит, и система воспитания должна быть национально сориентирована.
Школа третий год работает по программе «Школа народной культуры».
Обращение к народной культуре, к традициям не только способствует всестороннему
развитию личности ребенка, а также формирует навыки межличностного общения.
Таким образом, включение ценностей и традиций народной культуры в процесс
воспитания школьников дает возможность решить многие воспитательные задачи
школы.
Комплексная программа представляет собой систему 4 целевых проектов «Россиянин»,
«Традиция», «Семьянин» - для учащихся 5-11 классов и игра « В мир народной
культуры»» для учащихся 1-4 классов, а также подпрограмм «Патриот», «Здоровье»,
«Досуг».