на главную      Уроки

Всероссийский конкурс «Лучший урок письма»

Тема урока. Письмо ветерану (« Никто не забыт…») .

Тип урока. Интегрированный урок русского языка и истории.

Цель урока: расширить представления учащихся о многообразии риторических жанров (на примере письма, беседы, художественного чтения) их особенностях, языковом оформлении и ознакомить с текстами фронтовых писем, их содержанием, оформлением.

Задачи:

- изучение архивного материала школьного музея;

- развитие умений обучающихся видеть содержательные, структурные особенности написания письма;

- воспитание патриотизма, чувства ответственности, нравственных основ человеческой личности;

- ознакомление с нравственно-этическими правилами, нормами общения с помощью письма.

Методы: объяснение, инструктаж, вводное слово учителя, обобщающие выводы, исследовательская творческая работа учащихся.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, стихи детей, фотографии и открытки из цикла «Великая Отечественная война».

 

      Опережающее задание.

За несколько дней до урока учащиеся посетили школьный музей, где познакомились в разделе «Наши земляки в Великой Отечественной войне» с судьбами воинов-фронтовиков, тех, кто вернулся и живет рядом с нами и тех, кто остался на поле боя. Прочли письма солдат, погибших в годы ВОВ.

 

Ход урока.

Организационный момент (1–2 мин). Вводное слово учителя.

Все ли готовы? Если да, то будьте предельно внимательны. Сегодня вам потребуется усидчивость и умение оперативно работать. 

Изложение нового материала.  Звучит  «Реквием»

Учитель истории: (слова учителя сопровождаются слайдами  презентации) Каждый день по широкой дорожке возле Кремлевской стены, твердо чеканя шаг, к Вечному огню направляется почетный караул. Замирают людские сердца, перехватывает дыхание, склоняются головы. Слезы катятся по щекам мужчин и женщин.

Торжественная музыка словно вплетается в пламя вечного огня, напоминая поколениям живых о подвиге нашей страны – победе в смертельной схватке с фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Вечный огонь горит на центральных площадях городов-героев. Десятки тысяч памятников павшим воинам воздвигнуты во всех населенных пунктах нашей Родины. Это всенародное признание  Отчизной заслуг солдат, вернувшихся с поля боя и павших.

Слава вам, павшие! Слава, бессмертные!

Вечную память поет вам народ.

Доблестно жившие и сокрушившие,

Слава о вас никогда не умрет.

1418 дней и ночей наша страна боролась и трудилась, работала и сражалась во имя одного великого дня – Дня Победы, который мы отмечаем 9 Мая.

 9 Мая проходит военный парад на Красной площади в Москве, демонстрируя силу и мощь нашей армии. В этот день в скверах и парках, в городах и селах собираются убеленные сединой старики, и на груди у них гордо звенят боевые ордена и медали. И в нашем селе ежегодно в День Победы загорается вечный огонь, и ваши сверстники, чеканя шаг, отдают дань памяти тем, кто не вернулся, и  тем, кто сегодня рядом с нами. Ветеранам дарят цветы и говорят теплые слова. От них мы получили огромный подарок – Жизнь. Мы навсегда в долгу перед ними.

чащиеся называют фамилии ветеранов – земляков, живых и погибших)

Учитель истории: В годы войны почта была единственной нитью, связывающей фронт с родными и близкими. В каждом доме, в каждой семье ждали весточку – солдатский треугольник. Фронтовики тоже бережно хранили письма из дома, именно они помогали им отважно сражаться и жить. У нас в музее хранятся письма фронтовиков. Давайте прочтем некоторые из них (на доске копии писем). (Ученик читает выдержки из письма погибшего земляка)

«Здравствуйте мои дорогие папка и мама. С фронтовым приветом и наилучшими пожеланиями к вам Георгий.

Получил 23 ноября от вас сразу два письма. Одно писано папкой, а другое видно, что писала мама, которым был очень рад…

Мама вам нужно поддерживать свое здоровье, особенно не нужно расстраиваться, о нас очень не беспокойтесь.… Я живу ничего. Погода у нас теплая, снегу ещё нет…Мы всё движемся вперёд на запад. Гоним фрица.

Ну пока. Оставайтесь жить…Остаюсь жив и здоров ваш сын Георгий.»

Учитель истории: Какие чувства вызывают у вас эти письма?

Ученик читает строки стихотворения:

 Пусть над Землей моей

Не рвется в клочья небо,

Пусть тишина полей прольется теплым хлебом

И солнце по утрам

Свет дарит всей планете!

Не быть войне, смертям!

Быть Миру, Счастью, Детям!

Учитель русского языка: Сегодня на уроке мы будем писать письмо – не просто письмо, а письмо ветерану.

 Дайте, пожалуйста, толкование слова «письмо», что оно обозначает? (учащиеся рассуждают, дают ответ)

А теперь откройте «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и  прочтите словарную статью: «Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь» (Это определение записано на слайде, выведено на доску.)

Следует отметить, что эпистолярное (от греч. эпистоле – письмо) творчество существует с древних времен.  В форме писем сочинялись целые романы, стихи, философские трактаты, социально-политические памфлеты и литературно-критические заметки. Однако, мобильные телефоны, Интернет, пейджеры – все эти современные средства связи постепенно вытесняют письма, а раньше письмо было единственным средством коммуникации, написание писем было целым искусством. Современные формы переписки, принятые теперь в международном общении, сложились около 150 лет назад в Англии. Именно оттуда ведут свое начало правила – этикет составления корреспонденции.

1. Письма пишите только на хорошей бумаге. Не используйте для письма листы, вырванные из тетради!

        2. Не начинайте письмо с местоимения «Я».

 3. С левого края бумаги донизу оставляйте свободное поле одинаковой           ширины.

        4. Пишите поздравления, выражение соболезнования, благодарственные                   письма от руки, а в официальных случаях можно напечатать.

        5. Перед отправкой письма проверьте орфографию.

6. Складывайте письмо всегда текстом внутрь.

7. Письмо должно свободно помещаться в конверт.

        8. На любой корреспонденции проставляйте обратный адрес.

     Мы познакомились с  этикетом составления письма. А теперь вспомните и назовите  виды писем.

Учащиеся отвечают.

Учитель русского языка: Сравните свои ответы с ответами, записанными на доске. Все виды писем вы назвали?

Виды писем:

- официальное,

- благодарственное,

- поздравительное,

- рекомендательные,

- личное,

- письмо-просьба.

Определите вид вашего письма, адресованного ветерану (благодарственное)?

Чтобы  ваше письмо было последовательным,  перечислите структурные элементы письма.

Структурные элементы письма:

1. Приветствие или обращение

2. Вступление.

3. Основная часть.

4. Заключение.

5. Подпись.

6. Дата.

У многих литераторов письма, адресованные конкретному лицу, нередко перерастали в произведения общественного звучания, так произошло с письмом Константина Симонова, который в 1941 году  написал его в стихотворной форме своей любимой женщине, находившейся в это время на Урале в тылу. Потом это письмо было напечатано в газете и стало стихотворением «Жди меня», прочитав его, многие солдаты посылали эти строки своим любимым с фронта.  Послушайте это бессмертное произведение.

Учащийся читает стихотворение К.Симонова  «Жди меня».  

Учитель русского языка: Повторив определение письма, виды, структуру и познакомившись с правилами составления корреспонденции, я предлагаю вам написать письмо солдату, воевавшему в годы Великой Отечественной войны. Форму написания вы определите сами: прозаическая либо стихотворная. При этом помните, что эпистолярную форму отличает от  литературы ясность, краткость выражения мысли, обязательность вступительных обращений и заключительных формул.

 

Учащиеся пишут письма и оформляют их.

Звучит мелодия песни  Д.Тухманова «Этот день Победы», на интерактивной доске показываются слайды – фотографии земляков, ветеранов Великой Отечественной войны, а учащиеся читают свои письма.

1.Ученица: Письмо ветерану:

Здравствуй, дорогой ветеран Великой Отечественной войны!

 Вот уже 63 года небо нашей Родины освещают победные праздничные салюты, мирные вечерние огни. Уже несколько поколений наших соотечественников не знают, что такое война, что такое голод, что такое смерть на полях сражений. А мы, тем более, этого представить себе не можем. Не можем представить, как вы шли в бой, как над вашими головами свистели пули. Преодолевая голод и страх, вы шли, отдавая свою жизнь, защищая Родину, детей и матерей. Вы погибали, защищая нас! Вернулись немногие! Сколько вас сгорело в танках, рухнуло на землю в пылающих самолетах, погибло от вражеских пуль.!?..И не сосчитать!.. Но вы победили!

 И  именно благодаря вам, наши ветераны,- мы живем!

 Я обращаюсь к вам со словами благодарности. Спасибо вам, наши дорогие, за мир на  земле!

День Победы, день Вашей Победы, ветеран, – это не только праздник, это ещё и «радость со слезами на глазах», боль утраты и дань памяти тем, кто не пожалел себя, чтобы мы жили, улыбались солнцу, первым весенним цветам и голубому небу, чтобы мы могли реализовать свою жизнь во благо науки. Многие из нас ведут здоровый образ жизни, подтверждая, что вы не зря погибали, проливая кровь за наше поколение. Мы должны быть достойны вашего подвига!

Дорогой ветеран, Великая Отечественная война – великое героическое событие в истории нашей страны. И чем дальше уходит от нас это время, тем острее и глубже мы постигаем значение завоёванной вашей кровью Победы! Живи долго. И эти строки тоже вам, ветераны!

Молодой безусый паренёк,

Ты ушёл со школьного двора…

А сегодня ты уже герой:

Ведь вчера закончилась война.

 

Через боль потерь,

Глядя смерти в глаза,

Ты дошел до Берлина

Винтовку держа!

 

       Ты был ловок и смел

В тяжёлых боях,

Ведь не даром вся грудь

У тебя в орденах.

 

63 года пролетело –

Седа голова,

А тебе, как и прежде,

В душе – 22!

 

Седнева Наталья, ученица 9А класса

Бейской  общеобразовательной школы – интерната,

  РеспубликиХакасия.

5 мая 2008 год.

 2. Ученица: Письмо солдату, погибшему в Великую Отечественную войну.

 

Здравствуй, дорогой солдат! Ты не вернулся в родной дом, ты не увидел огней Победы, но очень мечтал об этом. Вот скоро наступит Великий День – Девятое мая, День Победы над фашизмом, Жаль, что ты не можешь его отпраздновать с нами, тебя уже нет. Ты погиб так рано.…Этот праздник существует благодаря тебе.

Милый солдат, подарил ты свою жизнь стране и её народу: боролся за  свободу до конца, не думая о себе, а заботясь о будущем России. Ты не побоялся черного зверя, выгонял его с родной земли. Не пугала тебя смерть на поле битвы, не прогнали быстрые пули, пролетающие возле висков, и грозные мины, взрывающиеся вблизи.

Ты много страдал, теряя родных, близких и друзей. Тех людей, с кем воевал, которые на твоих руках потом умирали от ран. Тех, с кем недавно познакомился, а на следующий день пил за их упокой. Милый солдат, ты так рано повзрослел, понял все ценности жизни.

Тебе часто везло: выздоравливал от тяжелых ранений. Выживал там, где клали головы твои товарищи. Но вот однажды фортуна отвернулась, ангел хранитель не досмотрел, ты погиб. Мать потеряла молодого сына, девушка любимого, а ребёнок остался без отца.

Сколько же горя и страданий, милый, родной солдат, пришлось тебе испытать. Я оплакиваю тебя горькими слезами. И в то же время горжусь тобой!

Сколько было отдано за эту Победу… Солдат, я знаю, ты расстроен… Наша молодежь не ценит жизнь, тратит её впустую, Много наркоманов, и уже с малого возраста пристрастны к алкоголю. Но самое худшее – это направление неофашизма…Нового фашизма, новая пожирающая зараза, которая когда–то насладилась многими невинными душами советского народа. И это жуткое движение не может понять, как было нелегко побороть гитлеровскую чуму, и сколько было ради победы принесено жертв. А самое обидное, что у многих неофашистов прадеды полегли в те страшные годы, борясь за свободу нашей Родины. Этого они бы не простили своим внукам.

Милый солдат, я,  как когда-то ты, верю, что нас никто не сломит: ни неофашизм, ни пристрастии к наркотикам и алкоголю,  ни ещё какая – либо напасть. Потому что в России живет сильный многонациональный народ, который всегда будет бороться за мир, свободу и любовь…

Ну что ж, я заканчиваю своё письмо. Родной солдат, я тебя благодарю за то, что ты подарил мне жизнь, которую я постараюсь прожить так, чтобы ты мог гордиться мною.

Прощай! Пусть земля тебе будет пухом.

                                  Котельникова Ангелина, ученица 9А класса Бейской общеобразовательной школы – интерната.

 

3. Ученик: Письмо ветерану Великой Отечественной войны.

            Приветствую тебя, ветеран!

        Того человека, который, несмотря на все жизненные испытания и лишения, смог преодолеть самое великое испытание на Земле – войну. Ведь без тебя, без твоих великих подвигов наша страна не смогла бы обрести свободу. Без тебя мы бы не увидели света на Земле, а может, мы бы вообще не родились. Ты нам позволил вкусить все радости жизни,  жертвуя собой во благо будущего. Только сильные духом и крепкие люди не сломались и не сдались.

     Именно таким я тебя вижу – смелым, отважным, и стойким к превратностям судьбы.

    Ты постарел, но в душе ты всё тот же молодой солдат, который решится на любые поступки во имя России. На таких людях держится вся страна. Вот такие люди настоящие.

        Ты подарил свободу…Нельзя недооценить твоей роли в жизни нашего государства, Но какой ценой…Только вспомнишь этот день  начала войны, этот роковой день, когда на карту поставлена судьба народа. Это вдохновляет на те героические поступки, которые совершил ты – участник войны.                                         Желание вернуться домой, к родным, к мирной жизни – ни это ли  те цели, мечты, которые ты хотел осуществить. Только тогда можно понять, оценить ради чего ты это делал.

      Что же тебя воодушевляло, не давало сломиться. Безусловно, это весточки из дома, наполненные душевной теплотой. Я хочу, чтобы это моё маленькое письмо согревало тебе  душу так же, как и письма из дома.

      Живи, солдат, долго!

                                         

                                              Знаменский Павел, ученик 9 класса Бейской     общеобразовательной школы – интерната.

                                                              5 мая 2008 год.

Итоги урока.

Учитель:  Ребята, заслушав ваши письма, мы поняли, что вы знаете, что   нужно делать вам, подрастающему поколению, чтобы сохранить мир на Земле, чтобы ужасы страшной войны  не повторились.

Ваши письма будут вручены ветеранам Великой Отечественной войны, нашим землякам. Лучшее письмо, которое вы выберете сейчас сами, будет зачитано на районном митинге, посвященном шестьдесят третьей годовщине Победы, 9 Мая 2008 года.

Литература:

1.Арсирий В.С. Память./Фотоальбом. М.: Советская Россия, 1977. –

2.Архивные материалы школьного музея Бейской общеобразовательной школы – интерната.

3.Куцман Н.Н. Элективный курс. Деловой русский 9 класс. – Волгоград: Издательский Дом Корифей, - 2007. – 112 стр.

4.ОжеговС.И.  и Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова.- М.: ООО ИТИ Технологии, 2003.- 944стр.

5.Симонов К. Стихотворения и поэмы / Вступ. ст. Л. Лазарева, сост. и примеч. Т. Бек. – Л.: Сов.писатель, 1990.- 464 с.

Сайт создан в системе uCoz