на главную      Уроки

Тема урока:       НЕ УЧИ БРАНЬЮ, УЧИ СОВЕТОМ;
                                  НЕ УЧИ ПОБОЯМИ, УЧИ РАССКАЗОМ.

                   

( По рассказу И.П.Топоева «Паночах»)

 

Цель урока:

1.       Познакомить учащихся с биографией И.П.Топоева, своеобразием его прозы, пробудить интерес к творчеству писателя.

2.       Обозначить нравственные проблемы во взаимоотношениях между родителями и детьми, поднятые писателем в рассказе.

3.       Познакомить учащихся с некоторыми обычаями хакасского народа.

4.       Познакомить учащихся с 19 статьей Конвенции о правах ребенка.

 

Задачи:

   1.Учить анализировать, сравнивать, опровергать поступки героев, выделять главное в тексте.

   2.Учить анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания.

Методические приемы:

аналитическая беседа, пересказ эпизодов, театрализация, сообщение ученика.

 

    Оборудование:

 В центре доски портрет И.П.Топоева ,  ниже под портретом слова В.Распутина «Хорошего сердца и правильной души так недостает нам, что чем больше наши герои и мы будем жить, тем лучше для нас будет»

Слева на доске рисунки – портреты мам, выполненные детьми класса.

Справа на доске словарные статьи слов, непонятных детям, диалектизмы.

На стенде выдержки из 19 статьи Конвенции о правах ребёнка.

     

Урок начинается вступительным словом учителя:

           Ребята, сегодня мы с вами продолжим разговор о взаимоотношениях детей и родителей, который начали, изучая Библию «Притча о блудном сыне», повести А.С.Пушкина «Дубровский», «Станционный смотритель», узнаем, как эту проблему исследует хакасский писатель Илья Прокопьевич Топоев, познакомимся с  его творчеством. Вы узнаете некоторые обычаи хакасского народа. В конце урока мы с вами должны будем подвести итог, разобраться, как же всё-таки правильно построить отношения детей и родителей, чтобы меньше было страданий и потерь, ведь вы в будущем будете тоже взрослыми, у вас могут возникнуть подобные ситуации.

          Илья Прокопьевич Топоев известный прозаик Хакасии, член Союза писателей России.

 

           О его жизни и творчестве подробнее расскажет ученица (на фоне музыки народных хакасских  музыкальных инструментов идет рассказ о писателе).

 

Учитель: А теперь вернёмся к теме нашего урока. Как она звучит?

(Дети читают  пословицу)

 

Учитель: Как вы её понимаете?

 

Ответ уч-ся: Бранью и побоями не добьёшься результата, только озлобишь человека.

 

Учитель: Как смысл пословицы отражен в рассказе?

 

Ответ уч-ся: Главное в рассказе – это тема воспитания, но не через физическое наказание, а воспитание посредством беседы и внушения.

 

Учитель:  Уточните тему данного рассказа.

 

 Ответ уч-ся: Воспитание внутри семьи. Тема взаимоотношения детей и родителей.

 

 

 

Учитель:  А что такое идея? Какова она в рассказе?

 

 Ответ:  Это то, что хотел показать своим рассказом автор. В этом рассказе идея отражена в теме нашего урока. (Чтение пословицы)

 

Учитель: Вспомним очень коротко сюжет рассказа.

 

Ответ:  Учащиеся кратко пересказывают сюжет.

 

Учитель: Какие чувства испытывает Паночах, убежав из дома?

Ответ:  Чувства одиночества, ненужности, обиды и немного страха.

 

Учитель: А что сам Паночах рассказывает о себе?

 

Ответ: (ученик, одетый в хакасский национальный костюм, читает монолог Паночаха)

 

Учитель: Что вы узнали о судьбе мальчика?

 

Ответ:  Паночах живёт с матерью и отчимом.  Отец ушел из семьи, когда мальчик был ещё маленьким, отчим не любит ребёнка.

 

Учитель: Какое событие послужило толчком к наказанию мальчика?

 

Ответ: ( Дети, одетые в  хакасские национальные костюмы, инсценируют сцену с часами.)

 

Учитель: Почему ребёнок боялся идти домой?

 Ответ: Боялся наказания отчима. Надеялся, что отчим не узнает о часах, утром уйдёт на работу, вернётся только вечером.

 

Учитель: О каком хакасском обычае знал Паночах, надеясь на вечернюю встречу с отчимом.

 

Ответ: Ночью, по хакасскому обычаю, нельзя бить детей, потому что нечистые силы, выходя ночью на землю, могут унести душу ребенка.

 

  Чтение по ролям со слов: «Путь ему загородил собой отчим…

 

Учитель: Каким показал автор отчима Айдакона?

 

Ответ: автор показал отчима  злым, ленивым, жестоким.

         (Замечание: Айдакон в свободном переводе с хакасского языка – собака).

 

Учитель: Какие действия хотел увидеть мальчик со стороны матери? Какие услышать слова?

 

Ответ: Хотел услышать слова защиты; хотел, чтобы она бросилась спасать сына от агрессивных нападок отчима.

 

Учитель: Почему же мать не стала защищать сына?

 

Ответ:  Женщине в селе одной трудно вести хозяйство. Она боится отчима; боится, что он уйдет из семьи.

 

Вывод – ответ учителя: В рассказе мать показана слабой беззащитной женщиной, она не должна быть такой. Несмотря на это Паночах не осуждает её, он жалеет мать. Матери все разные; одинаковы лишь тем, что любят своих детей, но чувства эти тоже проявляют по – разному. Какими видят своих матерей дети? Тоже  разными. Если бы мамы были одинаковыми, то и ваши рисунки – портреты их не отличались бы один от другого. Посмотрите на рисунки, глаза матерей светятся любовью к своим детям, вам. Такими вы изобразили своих матерей (Учащиеся рассматривают портреты матерей, которые они рисовали заранее, комментируя, поясняя,  кому что удалось отразить в их позах, взглядах, одежде).

                В нашем рассказе любовь матери к сыну далеко внутри, и Паночах сможет оценить её позже, когда подрастет, как это сделал Анатолий Кыштымов в своем стихотворении «Мама моя милая»

 

Учащийся читает стихотворение А. Кыштымова «Мама моя милая» наизусть.

 

Учитель: Ребята, а если родители не могут защитить своих детей, кто защитит их?

 

Ответ:  Закон.

 

Учитель: Как называется закон,  который стоит на защите прав детей?

 

Ответ:  Конвенция о правах ребёнка (выдержки из неё зачитывает учащийся).

 

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы вновь говорим о взаимоотношениях детей и родителей, потому что жизнь скоротечна, и вы не заметите, как станете взрослыми, и, возможно, у вас будут различные семейные проблемы, их не избежать. А сейчас вернёмся к нашему рассказу и охарактеризуем поступки Паночаха. Подумайте и скажите:

    -Каким вы видите Паночаха, всегда ли он поступает правильно?

 

Ответ: Паночах - добрый, отзывчивый мальчик, он примерно нашего возраста. Он хочет уйти от матери и жить в семье отца. Он почти не знает его, но надеется на то, что даже, если там злая женщина – мачеха, то отец всё равно защитит его, потому что он духовно сильнее матери, Паночах будет послушным и будет делать всё, что они скажут.

Мы видим Паночаха любящим животных. Он горько переживает, когда оставляет котят одних в лесу по приказу злого отчима. Он видит кошку, ищущую своих детей, плачет, вспоминая этот случай. Все это указывает на природную внимательность Паночаха, душевную доброту, любовь к животным и всему, что окружает его. Плохим такой человек не может быть. Но Паночах не всегда послушен, отсюда и все неприятности, которые происходят  с ним.

 

Учитель: Почему же мальчик ушёл к соседям?

 

Ответ:  Потому что в деревне другого близкого для него угла не было, здесь живет его друг Харолах и родители у него приветливые.

 

Учитель: Как родители Харолаха встретили Паночаха?

 

Ответ: Добрый дядя Толай берет мальчика на руки и несет в дом. Приветливые родители друга накормили Паночаха и уложили спать рядом с сыном.

 

Учитель: Какой сон видит Паночах?

 

Ответ: Паночах видит во сне, как он встречается с отцом, как Айдакон появляется с прутом. От страха Паночах просыпается и слышит…

 

(Чтение по ролям разговора Толая и Айдакона.)

 

Учитель  а). О чем разговор Толая и Айдакона?

                 б). Увидел Айдакон Паночаха?

                 в). Итак, на чем, на какой основе должны быть построены отношения между взрослыми и детьми?

 

Ответ: На взаимопонимании, доброжелательности, любви и т. д.

 

 Учитель: Ребята, в этом рассказе, чтобы  «достучаться» до людских сердец, показать красоту природы, взаимоотношение людей, создать картину деревни, воссоздать речь сельчан, показать одиночество главного героя, автор использует различные художественные средства выразительности.

 

 - С какой целью он вводит ночной пейзаж?

 - Почему, для чего использует слово «чёрный»? Что оно означает?

 

Ответ: Чтобы показать картину ночи, страха, одиночества нашего главного героя Паночаха.

 

Учитель: Цвет у поэтов, писателей тоже несёт определённую идейную нагрузку.

                У хакасов черный конь – ночь, темнота, страх, беда.

                                  Белый  – день, свет, надежда

                                  Красный – огонь, жизнь.

             - Назовите эпитеты, сравнения, помогающие увидеть картины природы, охарактеризовать состояние души человека.

 

Ответ:     Эпитеты: холодное небо, чужой дом, горькая обида. Сильный отец, добрый дядя, отчим недовольный, злой, ленивый.

          Сравнения: Круглые часы, как большая чечевичина.

                              Паночах примчался, как ночная бабочка на свет.

 

Учитель: Чтобы создать картину деревни, воссоздать язык сельчан, автор использует специфическую лексику, страшное  для любого ребёнка слово «безотцовщина»

   - Что оно означает, для чего применено автором?

 

Ответ:  Рассуждая, учащиеся отвечают.

 

Учитель: Найдите в тексте диалектные и просторечные слова

 

Ответ: Варнак, прут, взбучка, мордочка, барахтались, примчался, шебуршится .( Учащиеся объясняют значение слов, при затруднении помогает учитель).

 

Учитель: Разобрав подробно рассказ, указав художественные средства выразительности, используемые автором для раскрытия образов героев, подведем итог.

           -Какие выводы для себя вы сделали, прочитав рассказ?

 

Ответ: Нельзя бить, физически наказывать не только людей, но и животных,  потому что побоями, силой, ничего не добьешься, лишь обозлишь человека, породишь злобу, месть.

 

Учитель: Скажите, актуальна ли тема блудных детей, поднятая писателем в рассказе «Паночах»  в настоящее время?

 

Ответ: Дети отвечают, приводят примеры из жизни своих сверстников

 

 Учитель: Если бы вы были взрослыми, как вы бы поступили на месте матери, отчима?

Чтобы каждый из вас смог ответить на данный вопрос, предлагаю дома дописать рассказ, продолжив тему: « Какой я представляю дальнейшую судьбу Паночаха».

 

Учитель благодарит учащихся за работу, желает, чтобы в их жизни не было подобных ситуаций.

 

Учитель комментирует оценки учащихся и заканчивает урок.

 

Пояснительная записка.

 

     Одночасовой урок по литературе из раздела « Внеклассное чтение, национальный региональный компонент» подготовлен  предшествующим материалом. Тема о взаимоотношениях родителей и детей, о блудных детях поднималась при изучении Библии «Притча о блудном сыне», произведений А.С.Пушкина «Дубровский», «Станционный смотритель». Чтобы показать актуальность данной темы и в настоящее время, был разработан урок по рассказу хакасского писателя И.П.Топоева «Паночах» «Не учи бранью, учи советом; Не учи побоями, учи рассказом» (хакасская пословица)   для проведения в среднем звене обучения составлен учителем русского языка и литературы Бейской общеобразовательной школы – интерната Устяхиной Галиной Александровной.

 

Исходя из особенностей класса  и темы урока, сформулированы развивающие и воспитательные цели урока:

Познакомить учащихся с биографией И.П.Топоева, своеобразием его прозы,        пробудить интерес к творчеству писателя; обозначить нравственные проблемы во взаимоотношениях между родителями и детьми, поднятые в рассказе писателем; познакомить учащихся с некоторыми обычаями хакасского народа; познакомить учащихся с 19 статьей конвенции о правах ребенка; отметить художественные средства выразительности, помогающие раскрыть образ главного героя.

Формирование умения осуществлять коллективную и индивидуальную деятельность; воспитание доброжелательности друг к другу; воспитание уважения мнения одноклассников; воспитание умения слушать.

Задачи урока:

Учить анализировать, сравнивать, опровергать поступки героев, выделять главное в тексте, обобщать и систематизировать полученные знания.

Методы используемые на уроке

По источнику знаний: словесные, наглядные:

По степени взаимодействия учителя и ученика: изложение, беседа, опрос;

По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.

Формы:

Фронтальная, индивидуальная, групповая, аналитическая беседа, пересказ эпизодов, театрализация, сообщение ученика, чтение наизусть

 

Все предложенные учащимся  вопросы носят развивающий характер, поэтому материал будет усвоен учащимися на уровне восприятия, понимания, применения в аналогичной ситуации.

Материально - техническое обеспечение: ТСО, хакасские национальные костюмы, записи хакасской национальной музыки.

 

Перечень использованной литературы:

1.Кызласова А.Г., Бурак С.С. Литература Хакасии:  Учебная хрестоматия для 5-9 классов. - Абакан. Хакасское книжное издательство,1992. –  с 37, с 50.

2.Кызласов А.Г. Писатели и художники Хакасии. Учебное пособие. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1997. – с 70

 

 

Сайт создан в системе uCoz