Тема урока:
НЕ УЧИ БРАНЬЮ, УЧИ СОВЕТОМ;
НЕ УЧИ ПОБОЯМИ, УЧИ РАССКАЗОМ.
( По рассказу И.П.Топоева «Паночах»)
Цель урока:
1. Познакомить учащихся с биографией И.П.Топоева, своеобразием его прозы, пробудить интерес к творчеству писателя.
2. Обозначить нравственные проблемы во взаимоотношениях между родителями и детьми, поднятые писателем в рассказе.
3. Познакомить учащихся с некоторыми обычаями хакасского народа.
4. Познакомить учащихся с 19 статьей Конвенции о правах ребенка.
Задачи:
1.Учить анализировать, сравнивать, опровергать поступки героев, выделять главное в тексте.
2.Учить анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания.
Методические приемы:
аналитическая беседа, пересказ эпизодов, театрализация, сообщение ученика.
Оборудование:
В центре доски портрет И.П.Топоева , ниже под портретом слова В.Распутина «Хорошего сердца и правильной души так недостает нам, что чем больше наши герои и мы будем жить, тем лучше для нас будет»
Слева на доске рисунки – портреты мам, выполненные детьми класса.
Справа на доске словарные статьи слов, непонятных детям, диалектизмы.
На стенде выдержки из 19 статьи Конвенции о правах ребёнка.
Урок начинается вступительным словом учителя:
Ребята, сегодня мы с вами продолжим разговор о взаимоотношениях детей и родителей, который начали, изучая Библию «Притча о блудном сыне», повести А.С.Пушкина «Дубровский», «Станционный смотритель», узнаем, как эту проблему исследует хакасский писатель Илья Прокопьевич Топоев, познакомимся с его творчеством. Вы узнаете некоторые обычаи хакасского народа. В конце урока мы с вами должны будем подвести итог, разобраться, как же всё-таки правильно построить отношения детей и родителей, чтобы меньше было страданий и потерь, ведь вы в будущем будете тоже взрослыми, у вас могут возникнуть подобные ситуации.
Илья Прокопьевич Топоев известный прозаик Хакасии, член Союза писателей России.
О его жизни и творчестве подробнее расскажет ученица (на фоне музыки народных хакасских музыкальных инструментов идет рассказ о писателе).
Учитель: А теперь вернёмся к теме нашего урока. Как она звучит?
(Дети читают пословицу)
Учитель: Как вы её понимаете?
Ответ уч-ся: Бранью и побоями не добьёшься результата, только озлобишь человека.
Учитель: Как смысл пословицы отражен в рассказе?
Ответ уч-ся: Главное в рассказе – это тема воспитания, но не через физическое наказание, а воспитание посредством беседы и внушения.
Учитель: Уточните тему данного рассказа.
Ответ уч-ся: Воспитание внутри семьи. Тема взаимоотношения детей и родителей.
Учитель: А что такое идея? Какова она в рассказе?
Ответ: Это то, что хотел показать своим рассказом автор. В этом рассказе идея отражена в теме нашего урока. (Чтение пословицы)
Учитель: Вспомним очень коротко сюжет рассказа.
Ответ: Учащиеся кратко пересказывают сюжет.
Учитель: Какие чувства испытывает Паночах, убежав из дома?
Ответ: Чувства одиночества, ненужности, обиды и немного страха.
Учитель: А что сам Паночах рассказывает о себе?
Ответ: (ученик, одетый в хакасский национальный костюм, читает монолог Паночаха)
Учитель: Что вы узнали о судьбе мальчика?
Ответ: Паночах живёт с матерью и отчимом. Отец ушел из семьи, когда мальчик был ещё маленьким, отчим не любит ребёнка.
Учитель: Какое событие послужило толчком к наказанию мальчика?
Ответ: ( Дети, одетые в хакасские национальные костюмы, инсценируют сцену с часами.)
Учитель: Почему ребёнок боялся идти домой?
Ответ: Боялся наказания отчима. Надеялся, что отчим не узнает о часах, утром уйдёт на работу, вернётся только вечером.
Учитель: О каком хакасском обычае знал Паночах, надеясь на вечернюю встречу с отчимом.
Ответ: Ночью, по хакасскому обычаю, нельзя бить детей, потому что нечистые силы, выходя ночью на землю, могут унести душу ребенка.
Чтение по ролям со слов: «Путь ему загородил собой отчим…
Учитель: Каким показал автор отчима Айдакона?
Ответ: автор показал отчима злым, ленивым, жестоким.
(Замечание: Айдакон в свободном переводе с хакасского языка – собака).
Учитель: Какие действия хотел увидеть мальчик со стороны матери? Какие услышать слова?
Ответ: Хотел услышать слова защиты; хотел, чтобы она бросилась спасать сына от агрессивных нападок отчима.
Учитель: Почему же мать не стала защищать сына?
Ответ: Женщине в селе одной трудно вести хозяйство. Она боится отчима; боится, что он уйдет из семьи.
Вывод – ответ учителя: В рассказе мать показана слабой беззащитной женщиной, она не должна быть такой. Несмотря на это Паночах не осуждает её, он жалеет мать. Матери все разные; одинаковы лишь тем, что любят своих детей, но чувства эти тоже проявляют по – разному. Какими видят своих матерей дети? Тоже разными. Если бы мамы были одинаковыми, то и ваши рисунки – портреты их не отличались бы один от другого. Посмотрите на рисунки, глаза матерей светятся любовью к своим детям, вам. Такими вы изобразили своих матерей (Учащиеся рассматривают портреты матерей, которые они рисовали заранее, комментируя, поясняя, кому что удалось отразить в их позах, взглядах, одежде).
В нашем рассказе любовь матери к сыну далеко внутри, и Паночах сможет оценить её позже, когда подрастет, как это сделал Анатолий Кыштымов в своем стихотворении «Мама моя милая»
Учащийся читает стихотворение А. Кыштымова «Мама моя милая» наизусть.
Учитель: Ребята, а если родители не могут защитить своих детей, кто защитит их?
Ответ: Закон.
Учитель: Как называется закон, который стоит на защите прав детей?
Ответ: Конвенция о правах ребёнка (выдержки из неё зачитывает учащийся).
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы вновь говорим о взаимоотношениях детей и родителей, потому что жизнь скоротечна, и вы не заметите, как станете взрослыми, и, возможно, у вас будут различные семейные проблемы, их не избежать. А сейчас вернёмся к нашему рассказу и охарактеризуем поступки Паночаха. Подумайте и скажите:
-Каким вы видите Паночаха, всегда ли он поступает правильно?
Ответ: Паночах - добрый, отзывчивый мальчик, он примерно нашего возраста. Он хочет уйти от матери и жить в семье отца. Он почти не знает его, но надеется на то, что даже, если там злая женщина – мачеха, то отец всё равно защитит его, потому что он духовно сильнее матери, Паночах будет послушным и будет делать всё, что они скажут.
Мы видим Паночаха любящим животных. Он горько переживает, когда оставляет котят одних в лесу по приказу злого отчима. Он видит кошку, ищущую своих детей, плачет, вспоминая этот случай. Все это указывает на природную внимательность Паночаха, душевную доброту, любовь к животным и всему, что окружает его. Плохим такой человек не может быть. Но Паночах не всегда послушен, отсюда и все неприятности, которые происходят с ним.
Учитель: Почему же мальчик ушёл к соседям?
Ответ: Потому что в деревне другого близкого для него угла не было, здесь живет его друг Харолах и родители у него приветливые.
Учитель: Как родители Харолаха встретили Паночаха?
Ответ: Добрый дядя Толай берет мальчика на руки и несет в дом. Приветливые родители друга накормили Паночаха и уложили спать рядом с сыном.
Учитель: Какой сон видит Паночах?
Ответ: Паночах видит во сне, как он встречается с отцом, как Айдакон появляется с прутом. От страха Паночах просыпается и слышит…
(Чтение по ролям разговора Толая и Айдакона.)
Учитель а). О чем разговор Толая и Айдакона?
б). Увидел Айдакон Паночаха?
в). Итак, на чем, на какой основе должны быть построены отношения между взрослыми и детьми?
Ответ: На взаимопонимании, доброжелательности, любви и т. д.
Учитель: Ребята, в этом рассказе, чтобы «достучаться» до людских сердец, показать красоту природы, взаимоотношение людей, создать картину деревни, воссоздать речь сельчан, показать одиночество главного героя, автор использует различные художественные средства выразительности.
- С какой целью он вводит ночной пейзаж?
- Почему, для чего использует слово «чёрный»? Что оно означает?
Ответ: Чтобы показать картину ночи, страха, одиночества нашего главного героя Паночаха.
Учитель: Цвет у поэтов, писателей тоже несёт определённую идейную нагрузку.
У хакасов черный конь – ночь, темнота, страх, беда.
Белый – день, свет, надежда
Красный – огонь, жизнь.
- Назовите эпитеты, сравнения, помогающие увидеть картины природы, охарактеризовать состояние души человека.
Ответ: Эпитеты: холодное небо, чужой дом, горькая обида. Сильный отец, добрый дядя, отчим недовольный, злой, ленивый.
Сравнения: Круглые часы, как большая чечевичина.
Паночах примчался, как ночная бабочка на свет.
Учитель: Чтобы создать картину деревни, воссоздать язык сельчан, автор использует специфическую лексику, страшное для любого ребёнка слово «безотцовщина»
- Что оно означает, для чего применено автором?
Ответ: Рассуждая, учащиеся отвечают.
Учитель: Найдите в тексте диалектные и просторечные слова
Ответ: Варнак, прут, взбучка, мордочка, барахтались, примчался, шебуршится .( Учащиеся объясняют значение слов, при затруднении помогает учитель).
Учитель: Разобрав подробно рассказ, указав художественные средства выразительности, используемые автором для раскрытия образов героев, подведем итог.
-Какие выводы для себя вы сделали, прочитав рассказ?
Ответ: Нельзя бить, физически наказывать не только людей, но и животных, потому что побоями, силой, ничего не добьешься, лишь обозлишь человека, породишь злобу, месть.
Учитель: Скажите, актуальна ли тема блудных детей, поднятая писателем в рассказе «Паночах» в настоящее время?
Ответ: Дети отвечают, приводят примеры из жизни своих сверстников
Учитель: Если бы вы были взрослыми, как вы бы поступили на месте матери, отчима?
Чтобы каждый из вас смог ответить на данный вопрос, предлагаю дома дописать рассказ, продолжив тему: « Какой я представляю дальнейшую судьбу Паночаха».
Учитель благодарит учащихся за работу, желает, чтобы в их жизни не было подобных ситуаций.
Учитель комментирует оценки учащихся и заканчивает урок.
Пояснительная записка.
Одночасовой урок по литературе из раздела « Внеклассное чтение, национальный региональный компонент» подготовлен предшествующим материалом. Тема о взаимоотношениях родителей и детей, о блудных детях поднималась при изучении Библии «Притча о блудном сыне», произведений А.С.Пушкина «Дубровский», «Станционный смотритель». Чтобы показать актуальность данной темы и в настоящее время, был разработан урок по рассказу хакасского писателя И.П.Топоева «Паночах» «Не учи бранью, учи советом; Не учи побоями, учи рассказом» (хакасская пословица) для проведения в среднем звене обучения составлен учителем русского языка и литературы Бейской общеобразовательной школы – интерната Устяхиной Галиной Александровной.
Исходя из особенностей класса и темы урока, сформулированы развивающие и воспитательные цели урока:
Познакомить учащихся с биографией И.П.Топоева, своеобразием его прозы, пробудить интерес к творчеству писателя; обозначить нравственные проблемы во взаимоотношениях между родителями и детьми, поднятые в рассказе писателем; познакомить учащихся с некоторыми обычаями хакасского народа; познакомить учащихся с 19 статьей конвенции о правах ребенка; отметить художественные средства выразительности, помогающие раскрыть образ главного героя.
Формирование умения осуществлять коллективную и индивидуальную деятельность; воспитание доброжелательности друг к другу; воспитание уважения мнения одноклассников; воспитание умения слушать.
Задачи урока:
Учить анализировать, сравнивать, опровергать поступки героев, выделять главное в тексте, обобщать и систематизировать полученные знания.
Методы используемые на уроке:
По источнику знаний: словесные, наглядные:
По степени взаимодействия учителя и ученика: изложение, беседа, опрос;
По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.
Формы:
Фронтальная, индивидуальная, групповая, аналитическая беседа, пересказ эпизодов, театрализация, сообщение ученика, чтение наизусть
Все предложенные учащимся вопросы носят развивающий характер, поэтому материал будет усвоен учащимися на уровне восприятия, понимания, применения в аналогичной ситуации.
Материально - техническое обеспечение: ТСО, хакасские национальные костюмы, записи хакасской национальной музыки.
Перечень использованной литературы:
1.Кызласова А.Г., Бурак С.С. Литература Хакасии: Учебная хрестоматия для 5-9 классов. - Абакан. Хакасское книжное издательство,1992. – с 37, с 50.
2.Кызласов А.Г. Писатели и художники Хакасии. Учебное пособие. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1997. – с 70