Романцова Надежда Викторовна
учитель истории и обществознания
Бейской общеобразовательной школы-интерната
«Культура Руси IX – н. XII вв.»
урок по истории
Задачи: обучающие: сформировать представление об основных направлениях развития древнерусской культуры и видах процветавших тогда на Руси искусств;
- охарактеризовать особенности культуры Древней Руси на основе знакомства с развитием письменности, литературы, зодчества, изобразительного искусства.
воспитательные: - пробудить понимание красоты произведений искусства русского, чувства уважения к их творцам, гордость за русский народ (патриотизм), воспитать толерантность;
развивающие: продолжить развивать умения работать с картой, одновременно использовать несколько источников, заполнять таблицу: «Развитие русской культуры IX – н. XII вв.»
Основные понятия: культура, материальная и духовная, глаголица, кириллица, летопись, житие, слово – поучение, зодчество, стиль крестово – купольногохрама, ансиды, закомарн, нефы, хоры, пелястра, барабан, мозаика, фрески, смальта, икона, канон, художественное ремесло, прикладное искусство, зернь, филигрань (скань), миниатюра, буквица, пергамент, патриотизм, самобытность.
Важнейшие даты: 1п.1т.л. – пиктографическое письмо; 2п,IXв. – глаголица; IX – X вв. – кириллица; 1113 – 25 – Владимир Мономах;1037 – Софийский Киевский собор.
Выдающиеся личности: Кирилл и Мифодий; Нестор.
Важнейшие произведения: ПВЛ., Поучение Владимира Мономаха; Софийский собор; Христос Вседержитель; богоматерь Оранта; Спас Нерукотворный.
Оборудование: эпиграф, таблица «Исторические условия и особенности культуры», схема-план крестово-купольного стиля; изображение: Христа Вседержителя, богоматери Оранты, Спаса Нерукотворного; изображения книжного листа;
Раздаточный материал: группе: изображение сосуда с надписью, глаголица и кириллица, тетрадь древнего ученика; (изображение книжного листа), поучение Владимира Мономаха; рассказы о ремесле, вопросы;
Каждому: таблица «Развитие русской культуры в IX – н.XII вв.», схема крестово-купольного стиля; тест.
Методика: рассказ учителя с одновременным заполнением учащимися таблицы, работа в группах с использованием разных источников.
План:
I. Условия и особенности культуры Древней Руси.
II. Письменность и Литература.
III. Зодчество и изобразительное искусство.
IV. Художественное ремесло и прикладное искусство.
Ход: О.М. (1 м.) – Здравствуйте. Меня зовут Надежда Викторовна. Сегодня нам предстоит сотрудничать. Прошу вас мне помогать, а я постараюсь пополнить ваши знания интересными фактами.
Предлагаю сесть по группам. Но нам будет удобнее совершать экскурсию по некоторым достопримечательностям. Для этого у каждой группы есть альбом. У каждого из вас также так же альбом, в котором вы будете работать.
Чтобы мне легче вас было оценить, посередине стола лежат жетоны, с моего согласия (показом руки) вы будете их брать после ответа. Если ответ принадлежит группе, то ложите жетон посередине. Для этого выберите главного, чтобы следил за порядком.
В.С.: музыка.
Эпиграф: «О, светло, светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты… Всем ты преисполнена, земля Русская».
Так далекие предки гордились своей отчизной. И было чем! Думаю, после пройденной темы вы тоже с гордостью будете ощущать себя предками той древнерусской народности, кстати, на ее основе впоследствии сформировались русская, белорусская, украинская народности, наши братья и сестры.
§ А народность определяется общностью территории, языка и культуры.
Карта: - Покажем ту единственную территорию, которая образовалась к тому времени?
§ Вы догадались, что тема сегодняшнего урока «Русская культура IX –
н. XII вв.»
§ Что такое культура? (варианты детей)
§ Словом культура – это все, что создано умом, талантом, руками народа.
таблица №1 «Развитие русской культуры в IX – н. XII вв.»
§ На какие сферы можно разделить культуру? (материальную и духовную)
§ Что можно отнести к материальной?
§ К духовной?
§ Ваша задача заполнить эту таблицу до конца урока. Подведя итоги, мы решили основные задачи.
§ Теперь на основе этой таблицы дадим более полное определение.
Определение: Культура – это совокупность духовных и материальных ценностей, выработанных определенной эпохой, народом.
Особенности и исторические условия русской культуры:
§ Настало время определить условия развития культуры.
Таблица на доске №1 – Я читаю тезисы, а вы интерпритируйте.
1. – Почему открытость? (равнина) – С какими народами взаимодействовала Русь? (варми, греки, скифы, коловцы, печении, финно-угорские племена).
2. – Что особенно повлияло на Русь перенятое с Византии?
(христианизация 988)
- Что значит трансформация в самобытность? (не копировала, а активно применяла к своим традициям, зарождая собственный стиль).
Т.О. можно выделить задачи стоявшие перед Русью: 1. Защита; 2. Выход на мировую арену. Поэтому главный мотив культуры патриотизм (словарь) и стремление к авторитету в мире посредством культуры.
- Рассмотрим внутренние условия.
- Какой строй переживала Русь? (феодальный).
- Определим причинно-следственные связи между условиями и особенностями.
1 – Что такое натуральное хозяйство? (нет товарно-денежных отношений, крестьяне замкнуты в общине).
2,3,4 – Кстати в отличии от Византии Русь не была наследницей античности, поэтому долгое время сохранялось язычество от первобытной эпохи.
- Итак, какие факторы повлияли на культуру: (соседи, феодальная эпоха, религия).
- Какие отсюда особенности вытекают? (наличие быта, искусство пронизано религией, но в месте с этим главный мотив-патриотизм).
Теперь непосредственно переходим к изучению видов культуры. Главный источник – письменность. С этого и начнем.
II. Письменность и литература:
· Долгое время считалось, что письмо пришло вместе с христианством. Это не так рис. гр. №1. Вот первое из доказательств (Сосуд 1 ч.X в., найденный под Смоленском, где рукой русского человека написано «горушна» или «гороухща», т.е. горчичние семена).
На самом деле первое письмо пиктографическое (черты и резы) возникло еще в 1п.1т., но оно неудобно для сложных текстов.
· Создание азбуки, что на сосуде связано с именами византийских монахов Кирилла и Мифодия. Но древнейшие памятники славянской письменности знают 2 алфавита глаголицу и кириллицу.
· Как возникли эти азбуки? рис.гр.№2 (2п.IXв. в Моравию для перевода Библии по приглашению пригласили, создали 1-е, но оно не передавало шипящие и свистящие звуки славянских языков; IX – X ученики 2-е используется сейчас).
· Кстати Папа Римский был очень недоволен этому, т.к. новый алфавит не походил ни на латынь, ни на греческий, что делало Русь равной государствам Европы. Азбука – великий шаг, но только первый.
· Предположите каковы последствия дальнейшего развития грамотности? (книги, школы, литература).
· Книги писали строго по уставу, как в Византии.
· Что вы знаете об этом? рис. на доске №2 (пергамент, миниатюра, буквица).
· О школе свидетельствует тетрадь мальчика Онфима, найденная в Новгороде рис.гр №3.
· Какие жанры литературы вы уже знаете? (ПВЛ).
· Существуют ещё жанры:
Житие – описание жизни святых;
Слово-поучение (например: поучение Мономаха).
разд. мат.гр.№4. – Объясните, актуальны ли они сегодня?
Физминутка.
III. Зодчество и изобразительное искусство:
- С принятием христианства начинают строиться храмы из дерева, которые не сохранились, но стиль (башенки, терема, крусы, резьба) сохранился в камне.
Однако они позже вновь появляются, например на о Книжи в Коремии рис на доске №4.
- Строить из камня русские не умели, поэтому переняли стиль от Византии.
Сх. на доске №5 и разд. м-л №2.
- Заполняйте со мной.
Над храмом главный купол (глава), с которым могло соседствовать 4-12 меньших. Купол держит барабан со световыми окнами, который стоит на 4-х столбах и крепится с помощью парусов. Столбы соединяются аркой и делят пространство крестом, точно над перекрестком купол. Также ряд столбов образуют нефы – галереи (3,5). Вход на Западе, над ним хоры – балкон, где располагалась княжеская семья. С Востока алтарь, где совершаются таинства. С внешней стороны алтаря полукруглые выступы апсиды, граненный выступ – пилястра (3-5), полукруглые покрытия – закопары. Вершина зодчества XI Софийский собор в Киеве, построен в 1037 на Днепре. Стр.60. – Назовите знакомые элементы?
- Зайдем в него на экскурсию. Для Святой Софии характерны триумфальность, связанная с утверждением авторитета молодого государства. 13 куполов Иисус и 12 апостолов (ученики) означают единство Руси. Заходим с Запада, наш взор уходит в главный купол и встречает лик Христоса Вседержителя рис.на доске №5.
Но он недосягаем, а ниже 2 рядами апостолы а их жесте – прошение.
Они ждут причастия – таинства соединения с Христом, обновление души Его кровно и телом.
Далее наш взгляд опускается на алтарь, за которым стоит в центральной выпуклой аксиде – Богоматерь Оранта рис. на доске №6. (В Византии – суровая, у нас защитница). Это все мозаика? 130 оттенков.
Можно встретить здесь и фрески? Но сохранились плохо. На полу смальта. А вот иконы – Спас Нерукотворный рис. на доске №7.
В изобразительном искусстве свой канон: плоскость, неподвижность, нет тени, особые цвета. Роспись храма это «Евангелия для неграмотных».
V. Художественное ремесло:
- А сейчас из центра Киева отправлялся в разные города, в ремесленные районы.
1-я группа в Киевский Подоа, 2 в Чернигов, 3 в Новгород на Плотницкий конец. разд. мат.гр.№5
Подведение итогов: - Что нового узнали? (проверка таблиц).
- Каковы особенности русской культуры проявились в тех видах искусства, которые мы изучили? (религия, патриотизм).
Д/з: § 7; прочитать одну из былин, рассказать о событиях, оценивание.
Самоанализ конкурсного урока по истории (6 класс) «Русская культура в IX – н.XII вв.»
Сегодня вы присутствовали на уроке в 6 классе. Это класс возрастной нормы. По характеристике учителя – средних учебных возможностей.
Учащиеся изучают историю по концентрической программе. Со второго полугодия начали изучать курс истории России по линии учебников Данилова Александра Анатольевича и Косулиной Людмилы Геннадьевны, которые большое внимание уделили проблемам развития русской культуры. Поэтому сегодняшний урок я решила посвятить именно этому аспекту. К тому же он отвечает обобщенному моему опыту «Проблеме толерантности, патриотизма, менталитета».
Этот урок считается вводным при изучении культуры России. Вместе с тем он основывается на ряде уроков предыдущих курсов по истории Древнего мира и истории Средних веков, особенно на культуре Византии, в частности у детей должны быть знания понятий: глаголица, Кириллица, элементы крестово-купольного храма, изобразительного искусства, книжного дела.
Урок считается одним из сложных по методической подготовке, так как это первый урок, который посвящается целиком изучению культуры и нужно установить связи разных областей жизни общества, также связи разных областей духовной жизни, мысли и идей, выраженных различным изобразительно-выразительным языком. Трудность в наглядности, в объёмном материале, но все это есть в учебнике и расчитанно на один час.
Исходя из особенностей курса и темы, а также на основе своего обобщенного опыта, я сформулировала следующие дидактические цели:
Ø организация деятельности учащихся по обобщению знаний и первичному закреплению направлений, видов и особенностей, элементов культуры;
Ø обеспечение применения учащимися знаний в разнообразных ситуациях.
Познавательный аспект цели позволил сформировать развивающие цели:
Ø содействие развитию у учащихся пространственного воображения, исторического логического мышления, интеллектуальной культуры;
Ø обеспечения развития речи, памяти;
Ø продолжить развивать умения работать с картой, одновременно использовать несколько источников.
Воспитательные цели:
Ø формирование умения осуществлять коллективную работу;
Ø пробудить понимание красоты произведений русской культуры;
Ø чувства уважения к их творцам, гордость за русский народ (патриотизм), воспитывать толерантность.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Вид урока: урок с элементами экскурсии.
Урок предполагает следующие этапы: индукция, самоконструкция, сициоконструкция, социализация, рефлексия.
Остановимся на подробном анализе микроструктур урока.
Первым структурным элементом – является этап индукции (наведение), который предполагает создание эмоционального настроя, отношения к предмету.
Поэтому дидактические задачи этапа следующие:
Ø психологическая подготовка;
Ø мотивация деятельности;
Ø целеполагание;
Ø актуализация опорных знаний.
Для психологической подготовки учащихся к уроку, я, знакомясь с детьми, постаралась словами, мимикой, жестами расположить детей к себе. Музыка помогла создать эмоциональный фон.
Важным элементом урока является проблемная ситуация, что удалось создать с помощью таблицы, которую нужно было заполнить каждому к концу урока. Была осуществлена мотивация на экскурсии.
Индуктором стали слова духовные и материальные ценности. На этом этапе были поставлены цели перед учащимися: «Во время экскурсии мы будем проводить исследования. Ваша задача заполнить эту таблицу до конца урока новыми знаниями».
Имеющийся у ребят запас знаний по истории позволил мне актулизоровать знания: мы вспомнили определения культуры, видов, исторические условия и особенности культуры.
Изложение условий развития культуры способствовало активизации внимания учащихся, психологического эмоционального настроя (патриотизм, самодостаточность), развитию познавательного интереса, исторического логического мышления.
Здесь я использовала таблицу, выделяя причинно-следственные связи между условиями и особенностями культуры. Думаю, это стало главным этапом, а следующие подтверждали особенности. Активность учащихся на данном этапе, правильность их ответов позволили перейти к следующему этапу.
Социоконструкция – этот этап индивидуального решения каждым учеником вопросом по закреплению знаний, а затем и по приобретению новых.
Дидактические задачи этапа:
Ø закрепление знаний с использованием разных источников;
Ø применять знания в разнообразных ситуациях;
Ø введение новых понятий и их первичное закрепление;
Ø развитие навыка самоконтроля.
Для закрепления знаний постоянно использовались репродукции. Особенно сложно для запоминания и осознание устройства храма, но три элемента закрепления то есть ознакомление с помощью учителя, выполнение на практике и использование на измененном материале позволило закрепить и проверить знания. Обратная связь на данном этапе показала степень готовности ребят к дальнейшей работе.
Следующий этап социоконструкция предполагает работу в группах, совместное решение заданий. Хотя элементы этого этапа применялись и на предыдущих этапах.
Дидактические задачи:
Ø формирование умения осуществлять коллективную мыслительную деятельность;
Ø показ учащимся практической значимости ремесел;
Ø ознакомления с новыми понятиями.
Группам было предложено три различных задания, при выполнении которых учащиеся увидели практическое применение ремесел, представив себя в роли путешественников.
Работа в группах способствовала формированию умения осуществлять коллективную мыслительную деятельность: совместно разобраться, ответить на вопросы, выступить.
Результаты этапа социоконструкции - афиширование результатов.
Дидактические задачи:
Ø ознакомить с понятиями;
Ø умение аргументировать свой ответ.
Последний этап – рефлексия (отражения чувств, ощущений возникающих у участников экскурсии).
Основные задачи этапа:
Ø подведение итогов урока;
Ø разрешение деятельности учащихся.
Подведение итогов урока началось с вопросов, позволивших вернуться к новым понятием. Был задан вопрос: «Кто из вас открыл что-то новое?»
(в резерве викторина и тест.)
Использовала методы:
Ø по источнику знаний (словестные, наглядные, практические);
Ø по степени взаимодействия учителя и ученика (изложение материала, беседа, самостоятельная работа, групповая работа);
Ø по характеру познавательной деятельности (объяснительно-иллюстративный).
Познавательная деятельность была организована в следующих формах: индивидуальная, фронтальная, коллективная, групповая.
Все предложенные задания носили развивающий характер, поэтому можно сказать, что задания были усвоены учащимися на уровне восприятия, понимания, применения на практике.
Во время всего урока использовался многосенсорный подход к обучению, что способствовало развитию всех каналов получения информации, свойственным визуалам, аудиалам, кинестетикам.
Наиболее активных я оценила.
В основе моего опыта лежит проблема: «Воспитание толерантности, патриотизма». На сегодняшнем уроке, как и на других, я не общалась без формирования и воспитания этих качеств. В начале урока я сделала акцент на патриотизм.
Постоянно шло напоминание о самобытности и самодостаточности Руси. Таким образом, я думаю, мне удалось вновь использовать данный урок для моего опыта и приобщить к этому детей.