на главную      Уроки

Романцова Надежда Викторовна

учитель   истории и обществознания

Бейской  общеобразовательной школы-интерната

«Культура Руси IX – н. XII вв.»

 

урок по истории 

       Задачи: обучающие: сформировать представление об основных направлениях развития древнерусской культуры и видах процветавших тогда на Руси искусств;

       - охарактеризовать особенности культуры Древней Руси на основе знакомства с развитием письменности, литературы, зодчества, изобразительного искусства.

       воспитательные: - пробудить понимание красоты произведений искусства русского, чувства уважения к их творцам, гордость за русский народ (патриотизм), воспитать толерантность;

       развивающие: продолжить развивать умения работать с картой, одновременно использовать несколько источников, заполнять таблицу: «Развитие русской культуры IX – н. XII вв.»

       Основные понятия: культура, материальная и духовная, глаголица, кириллица, летопись, житие, слово – поучение, зодчество, стиль крестово – купольногохрама, ансиды, закомарн, нефы, хоры, пелястра, барабан, мозаика, фрески, смальта, икона, канон, художественное ремесло, прикладное искусство, зернь, филигрань (скань), миниатюра, буквица, пергамент, патриотизм, самобытность.

       Важнейшие даты: 1п.1т.л. – пиктографическое письмо; 2п,IXв. – глаголица; IXX вв. – кириллица;  1113 – 25 – Владимир Мономах;1037 – Софийский Киевский собор.

       Выдающиеся личности: Кирилл и Мифодий; Нестор.

       Важнейшие произведения: ПВЛ., Поучение Владимира Мономаха; Софийский собор; Христос Вседержитель; богоматерь Оранта; Спас Нерукотворный.

       Оборудование: эпиграф, таблица «Исторические условия и особенности культуры», схема-план крестово-купольного стиля; изображение: Христа Вседержителя, богоматери Оранты, Спаса Нерукотворного; изображения книжного листа;

       Раздаточный материал: группе: изображение сосуда с надписью, глаголица и кириллица, тетрадь древнего ученика; (изображение книжного листа), поучение Владимира Мономаха; рассказы о ремесле, вопросы;

Каждому: таблица «Развитие русской культуры в IX – н.XII  вв.», схема крестово-купольного стиля; тест.

Методика: рассказ учителя с одновременным заполнением учащимися таблицы, работа в группах с использованием разных источников.

План:

I.  Условия и особенности культуры Древней Руси.

II. Письменность и Литература.

III. Зодчество и изобразительное искусство.

IV. Художественное ремесло и прикладное искусство.

Ход: О.М. (1 м.) – Здравствуйте. Меня зовут Надежда Викторовна. Сегодня нам предстоит сотрудничать. Прошу вас мне помогать, а я постараюсь пополнить ваши знания интересными фактами.

       Предлагаю сесть по группам. Но нам будет удобнее совершать экскурсию по некоторым достопримечательностям. Для этого у каждой группы есть альбом. У каждого из вас также так же альбом, в котором вы будете работать.

      Чтобы мне легче вас было оценить, посередине стола лежат жетоны, с моего согласия (показом руки) вы будете их брать после ответа. Если ответ принадлежит группе, то ложите жетон посередине. Для этого выберите главного, чтобы следил за порядком.

       В.С.: музыка.

Эпиграф: «О, светло, светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты… Всем ты преисполнена, земля Русская».

       Так далекие предки гордились своей отчизной. И было чем! Думаю, после пройденной темы вы тоже с гордостью будете ощущать себя предками той древнерусской народности, кстати, на ее основе впоследствии сформировались русская, белорусская, украинская народности, наши братья и сестры.

§        А народность определяется общностью территории, языка и культуры.

Карта: - Покажем ту единственную территорию, которая образовалась к тому времени?

§        Вы догадались, что тема сегодняшнего урока «Русская культура IX

н. XII вв.»

§        Что такое культура? (варианты детей)

§        Словом культура это все, что создано умом, талантом, руками народа.

таблица №1 «Развитие русской культуры в IX – н. XII вв.»

§        На какие сферы можно разделить культуру?  (материальную и духовную)

§        Что можно отнести к материальной?

§        К духовной?

§        Ваша задача заполнить эту таблицу до конца урока. Подведя итоги, мы решили основные задачи.

§        Теперь на основе этой таблицы дадим более полное определение.

       Определение: Культура – это совокупность духовных и материальных ценностей, выработанных определенной эпохой, народом.

       Особенности и исторические условия русской культуры:

§        Настало время определить условия развития культуры.

Таблица на доске №1 – Я читаю тезисы, а вы интерпритируйте.

       1. – Почему открытость? (равнина) – С какими народами взаимодействовала Русь? (варми, греки, скифы, коловцы, печении, финно-угорские племена).

       2. – Что особенно повлияло на Русь перенятое с Византии?

 (христианизация 988)

       - Что значит трансформация в самобытность? (не копировала, а активно применяла к своим традициям, зарождая собственный стиль).

       Т.О. можно выделить задачи стоявшие перед Русью: 1. Защита; 2. Выход на мировую арену. Поэтому главный мотив культуры патриотизм (словарь) и стремление к авторитету в мире посредством культуры.

       - Рассмотрим внутренние условия.

       - Какой строй переживала Русь? (феодальный).

       - Определим причинно-следственные связи между условиями и особенностями.

1 – Что такое натуральное хозяйство? (нет товарно-денежных отношений, крестьяне замкнуты в общине).

2,3,4 – Кстати в отличии от Византии Русь не была наследницей античности, поэтому долгое время сохранялось язычество                                                                                                            от первобытной эпохи.

       - Итак, какие факторы повлияли на культуру: (соседи, феодальная эпоха, религия).

       - Какие отсюда особенности вытекают? (наличие быта, искусство пронизано религией, но в месте с этим главный мотив-патриотизм).

       Теперь непосредственно переходим к изучению видов культуры. Главный источник – письменность. С этого и начнем.

       II. Письменность и литература:     

·        Долгое время считалось, что письмо пришло вместе с христианством. Это не так рис. гр. №1. Вот первое из доказательств (Сосуд 1 ч.X в., найденный под Смоленском, где рукой русского человека написано «горушна» или «гороухща», т.е. горчичние семена).

       На самом деле первое письмо пиктографическое (черты и резы) возникло еще в 1п.1т., но оно неудобно для сложных текстов.

·        Создание азбуки, что на сосуде связано с именами византийских монахов Кирилла и Мифодия. Но древнейшие памятники славянской письменности знают 2 алфавита глаголицу и кириллицу.

·        Как возникли эти азбуки?  рис.гр.№2 (2п.IXв. в Моравию для перевода Библии по приглашению пригласили, создали 1-е, но оно не передавало шипящие и свистящие звуки славянских языков; IXX ученики 2-е используется сейчас).

·        Кстати Папа Римский был очень недоволен этому, т.к. новый алфавит не походил ни на латынь, ни на греческий, что делало Русь равной государствам Европы. Азбука – великий шаг, но только первый.

·        Предположите каковы последствия дальнейшего развития грамотности? (книги, школы, литература).

·        Книги писали строго по уставу, как в Византии.

·        Что вы знаете об этом? рис. на доске №2 (пергамент, миниатюра, буквица).

·        О школе свидетельствует тетрадь мальчика Онфима, найденная в Новгороде рис.гр №3.

·        Какие жанры литературы вы уже знаете? (ПВЛ).

·        Существуют ещё жанры:

Житие – описание жизни святых;

Слово-поучение (например: поучение Мономаха).

разд. мат.гр.№4. – Объясните, актуальны ли они сегодня?

Физминутка.

III. Зодчество и изобразительное искусство:

       - С принятием христианства начинают  строиться храмы из дерева, которые не сохранились, но стиль (башенки, терема, крусы, резьба) сохранился в камне.

       Однако они позже вновь появляются, например на о Книжи в Коремии  рис на доске №4.

       - Строить из камня русские не умели, поэтому переняли стиль от Византии.

Сх. на доске №5 и разд. м-л №2.

       - Заполняйте со мной.

       Над храмом главный купол (глава), с которым могло соседствовать 4-12 меньших. Купол держит барабан со световыми окнами, который стоит на 4-х столбах и крепится с помощью парусов. Столбы соединяются аркой и делят пространство крестом, точно над перекрестком купол. Также ряд столбов образуют нефы – галереи (3,5). Вход на Западе, над ним хоры – балкон, где располагалась княжеская семья. С Востока алтарь, где совершаются таинства. С внешней стороны алтаря полукруглые выступы апсиды, граненный выступ – пилястра (3-5), полукруглые покрытия – закопары. Вершина зодчества XI  Софийский собор в Киеве, построен в 1037 на Днепре. Стр.60. – Назовите знакомые элементы?

       - Зайдем в него на экскурсию. Для Святой Софии характерны триумфальность, связанная с утверждением авторитета молодого государства. 13 куполов Иисус и 12 апостолов (ученики) означают единство Руси. Заходим с Запада, наш взор уходит в главный купол и встречает лик Христоса Вседержителя рис.на доске №5.

Но он недосягаем, а ниже 2 рядами апостолы а их жесте – прошение.

       Они ждут причастия – таинства соединения с Христом, обновление души Его кровно и телом.

       Далее наш взгляд опускается на алтарь, за которым стоит в центральной выпуклой аксиде – Богоматерь Оранта рис. на доске №6. (В Византии – суровая, у нас защитница). Это все мозаика? 130 оттенков.

       Можно встретить здесь и фрески? Но сохранились плохо. На полу смальта. А вот иконы – Спас Нерукотворный рис. на доске №7.

       В изобразительном искусстве свой канон: плоскость, неподвижность, нет тени, особые цвета. Роспись храма это «Евангелия для неграмотных».

       V. Художественное ремесло:

       - А сейчас из центра Киева отправлялся в разные города, в ремесленные районы.

1-я группа в Киевский Подоа, 2 в Чернигов, 3 в Новгород на Плотницкий конец. разд. мат.гр.№5

       Подведение итогов: - Что нового узнали? (проверка таблиц).

 - Каковы особенности русской культуры проявились в тех видах искусства, которые мы изучили? (религия, патриотизм).          

       Д/з: § 7; прочитать одну из былин, рассказать о событиях, оценивание. 

Самоанализ конкурсного урока по истории (6 класс) «Русская культура в IX – н.XII вв.»

       Сегодня вы присутствовали на уроке в 6 классе. Это класс возрастной нормы. По характеристике учителя – средних учебных возможностей.

       Учащиеся изучают историю по концентрической программе. Со второго полугодия начали изучать курс истории России по линии учебников Данилова Александра Анатольевича и Косулиной Людмилы Геннадьевны, которые большое внимание уделили проблемам развития русской культуры. Поэтому сегодняшний урок я решила посвятить именно этому аспекту. К тому же он отвечает обобщенному моему опыту «Проблеме толерантности, патриотизма, менталитета».

       Этот урок считается вводным при изучении культуры России. Вместе с тем он основывается на ряде уроков  предыдущих курсов по истории Древнего мира и истории Средних веков, особенно на культуре Византии, в частности у детей должны быть знания понятий: глаголица, Кириллица, элементы крестово-купольного храма, изобразительного искусства, книжного дела.

       Урок считается одним из сложных по методической подготовке, так как это первый урок, который посвящается целиком изучению культуры и нужно установить связи разных областей жизни общества, также связи разных областей духовной жизни, мысли и идей, выраженных различным изобразительно-выразительным языком. Трудность в наглядности, в объёмном материале, но все это есть в учебнике и расчитанно на один час.

       Исходя из особенностей курса и темы, а также на основе своего обобщенного опыта, я сформулировала следующие дидактические цели: 

Ø     организация деятельности учащихся по обобщению знаний и первичному закреплению направлений, видов и особенностей, элементов культуры;

Ø     обеспечение применения учащимися знаний в разнообразных ситуациях.

       Познавательный аспект цели позволил сформировать развивающие цели:

Ø     содействие развитию у учащихся пространственного воображения, исторического логического мышления, интеллектуальной культуры;

Ø     обеспечения развития речи, памяти;

Ø     продолжить развивать умения работать с картой, одновременно использовать несколько источников.

       Воспитательные цели:

Ø     формирование умения осуществлять коллективную работу;

Ø     пробудить понимание красоты произведений русской культуры;

Ø     чувства уважения к их творцам, гордость за русский народ (патриотизм), воспитывать толерантность.

       Тип урока: урок формирования новых знаний.

       Вид урока: урок с элементами экскурсии.

       Урок предполагает следующие этапы: индукция, самоконструкция, сициоконструкция, социализация, рефлексия.

       Остановимся на подробном анализе микроструктур урока.

       Первым структурным элементом – является этап индукции (наведение), который предполагает создание эмоционального настроя, отношения к предмету.

Поэтому дидактические задачи этапа следующие:

Ø     психологическая подготовка;

Ø     мотивация деятельности;

Ø     целеполагание;

Ø     актуализация опорных знаний.

       Для психологической подготовки учащихся к уроку, я, знакомясь с детьми, постаралась словами, мимикой, жестами расположить детей к себе. Музыка помогла создать эмоциональный фон.

       Важным элементом урока является проблемная ситуация, что удалось создать с помощью таблицы, которую нужно было заполнить каждому к концу урока. Была осуществлена мотивация на экскурсии.

       Индуктором стали слова духовные и материальные ценности. На этом этапе были поставлены цели перед учащимися: «Во время экскурсии мы будем проводить исследования. Ваша задача заполнить эту таблицу до конца урока новыми знаниями».

       Имеющийся у ребят запас знаний по истории позволил мне актулизоровать знания: мы вспомнили определения культуры, видов, исторические условия и особенности культуры.

       Изложение условий развития культуры способствовало активизации внимания учащихся, психологического эмоционального настроя (патриотизм, самодостаточность), развитию познавательного интереса, исторического логического мышления.

       Здесь я использовала таблицу, выделяя причинно-следственные связи между условиями и особенностями культуры. Думаю, это стало главным этапом, а следующие подтверждали особенности. Активность учащихся на данном этапе, правильность их ответов позволили перейти к следующему этапу.

       Социоконструкция – этот этап индивидуального решения каждым учеником вопросом по закреплению знаний, а затем и по приобретению новых.

       Дидактические задачи этапа:

Ø     закрепление знаний с использованием разных источников;

Ø     применять знания в разнообразных ситуациях;

Ø     введение новых понятий и их первичное закрепление;

Ø     развитие навыка самоконтроля.

       Для закрепления знаний постоянно использовались репродукции. Особенно сложно для запоминания и осознание устройства храма, но три элемента закрепления то есть ознакомление с помощью учителя, выполнение на практике и использование на измененном материале позволило закрепить и проверить знания. Обратная связь на данном этапе показала степень готовности ребят к дальнейшей работе.

       Следующий этап социоконструкция предполагает работу в группах, совместное решение заданий. Хотя элементы этого этапа применялись и на предыдущих этапах.

       Дидактические задачи:

Ø     формирование умения осуществлять коллективную мыслительную деятельность;

Ø     показ учащимся практической значимости ремесел;

Ø     ознакомления с новыми понятиями.

       Группам было предложено три различных задания, при выполнении которых учащиеся увидели практическое применение ремесел, представив себя в роли путешественников.

       Работа в группах способствовала формированию умения осуществлять коллективную мыслительную деятельность: совместно разобраться, ответить на вопросы, выступить.

      Результаты этапа социоконструкции  - афиширование результатов.

Дидактические задачи:

Ø     ознакомить с понятиями;

Ø     умение аргументировать свой ответ.

      Последний этап – рефлексия (отражения чувств, ощущений возникающих у участников экскурсии).

       Основные задачи этапа:

Ø     подведение итогов урока;

Ø     разрешение деятельности учащихся.

       Подведение итогов урока началось с вопросов, позволивших вернуться к новым понятием. Был задан вопрос: «Кто из вас открыл что-то новое?»

(в резерве викторина и тест.)

       Использовала методы:

Ø      по источнику знаний (словестные, наглядные, практические);

Ø      по степени взаимодействия учителя и ученика (изложение материала, беседа, самостоятельная работа, групповая работа);

Ø      по характеру познавательной деятельности (объяснительно-иллюстративный).

       Познавательная деятельность была организована в следующих формах: индивидуальная, фронтальная, коллективная, групповая.

       Все предложенные задания носили развивающий характер, поэтому можно сказать, что задания были усвоены учащимися на уровне восприятия, понимания, применения на практике.

       Во время всего урока использовался многосенсорный подход к обучению, что способствовало развитию всех каналов получения информации, свойственным визуалам, аудиалам, кинестетикам.

       Наиболее активных я оценила.

       В основе моего опыта лежит проблема: «Воспитание толерантности, патриотизма». На сегодняшнем уроке, как и на других, я не общалась без формирования и воспитания этих качеств. В начале урока я сделала акцент на патриотизм.

       Постоянно шло напоминание о самобытности и самодостаточности Руси. Таким образом, я думаю, мне удалось вновь использовать данный урок для моего опыта и приобщить к этому детей.

Сайт создан в системе uCoz