на главную      Уроки

Урок по теме «квадрат суммы и квадрат разности» 7 класс.

                                               Филиппова Надежда Георгиевна, учитель математики.

Цель урока: выработать у учащихся умение применять формулы (а + b)2  =  а + 2аb  +  b2 в преобразовании целых выражений в многочлены; развивать логическое мышление учащихся.

Оборудование: Проектор, экран, компьютер, слайды. См. Приложение

 

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Мы с вами уже умеем умножать многочлен на многочлен, и знаем, что это очень трудоёмкая и долгая операция, требующая большого внимания. Однако в большинстве случаях умножение одного многочлена на другой приводит к компактному, легко запоминающемуся результату. В этих случаях корректнее не умножать каждый раз один многочлен на другой, а пользоваться готовым результатом. Сегодня мы рассмотрим два таких случая и познакомимся с двумя очень важными формулами.

II. Актуализация опорных знаний

Устная работа:

1. Прочитайте выражения:

(m+ n)2;   (a – c)2;    r2 – h2;     a2 + b2;   2ab;    2pt;       m3- n3;     (d - r)3;    с3 - h3.

 

2. Игра «Третий лишний»

32                        9            6

(5в)2            5в2         25в2

(s+b) 2       (s + b)(s + b)       s2+b2

      (r – d)2        (r – d)(r + d)       (r – d)(r – d)

      (8 – 3)2                25                       55

 

3. Вставьте пропущенные знаки:

1.(m – n)(m + n) = m2…mn…mn…n2

2.(c + d)(c + d) = c2…cd…cd…d2

3.(k – n)(k + n) = k2…kn…kn…n2

4.(p + d)(p + d) = p2…pd…pd…d2

5.(a – b)(a + b) = a2…ab…ab…b2

6.(a – b)(a - b) = a2…ab…ab…b2

 

 

 

4. Найдите ошибки:

1.(a – у)(a + у) = a2+ aу – aх + у 2 = a2 + у2

2.(5 – к)(5 – к) = 10 – 5к – 5к – к 2 = 10 – к 2

3.(7 + 5)2 = 72 + 52

4.(3х7)2 = 6х14

5.(25x 6 – 35x10 ) : 5x2 = 5x3  - 7x5

III. Изучение новой темы

Создание проблемной ситуации

1-Разделите следующие выражения на две группы и выполните действия:

(х - у)2 =        (m + n) 2 =      (x + y) 2   =      (c - d) 2  =   

(p + s) 2 =      (p - s)2  =        (a - b)2 =          (a + b)2 =

Вопросы к учащимся:

 По какому признаку вы разделили данные выражения на две группы? Что у них общего и в чем различие? Какую закономерность вы заметили при решении этих заданий? Какой вывод можно сделать? Имеет ли смысл выполнять подробную запись решения подобных заданий?

Правильный ответ:

(х - у)2 = х2 - 2ху + у2
(c - d)2 = c2 - 2cd + d2
(p - s)2 = p2 - 2ps + s2
(a - b)2 = a2 - 2ab + b2

(m + n) 2 = m2 + 2mn + n2
(x + y)2 =  x2 + 2xy + y2
(p + s)2 = p2 + 2ps + s2
(a + b)2 =  a2 + 2ab + b2

2- Как можно воспользоваться данной закономерностью в следующих заданиях?:

Представьте в виде трехчлена:

(2x – 3y)2   = 

(5 – 4a)2   = 

(3c + 2a)2  = 

(2x + 6)2  =

Проверка:

(2x – 3y)2= (2х)2 -2*2х*3у +(3у)2  =4х2 - 12х +9у2

 

(5 – 4a)2   = 52 - 2*5*4а + (4а)2  = 25 – 40а +16а2

 

(3c + 2a)2=(3с)2+2*3с*2а +(2а)2 = 9с2 +12с+ 4а2

 

(2x + 6)2  =(2х)2  + 2*2х*6  + 62  = 4х2  + 24х + 36

 

 

. А теперь давайте попробуем записать формулу для выполнения таких заданий в общем виде. Записываются формулы сокращённого умножения в общем виде.

IV. Закрепление изученного материала

1. Соедините равные выражения

1). a2 + 2ab + b2                     a).  (5 – c)2

 

2). c2 – 2cd + d2                       b). (c – d)2

 

3). 25 – 10c + d2                      c).(a + b)2

 

2. Заполните пропуски (поставьте знак «+» или «–»)

 

 

(b – а)2 = b2…2bа…а 2


(8 – x)2 = 64…16xx2


(n + z) 2 = n2…2nz…z2

 

      (k + f) 2 = k 2…2kff2


      (cm)(cm) = c2…2cmm2

3. Заполните пропуски и закончите решение:

(5 + s)2 = _2 + 2_ _  + _2=  ____________


(2c – d)2 =  _2 – 2 _ _  +  _2  =  ___________


(3p + 4k)2 =  _2  +  2 _ _  +  _2 =  ___________


(6a  +  _)2 =  _2  +  2 _ _  +  25x2 =  __________


(_  –  4x)2  =  25y2 –  2_ _  + _2 =  ___________

4. Самостоятельная работа (с самопроверкой)

1.(а + 3b)2 =
2. (3m + 5c)2 =
3. (5d – 2c)2  =
4. (7e – 4x)2  =
5. (- 6x + 5y)2  =

Обсуждение ошибок, допущенных учащимися

V. Подведение итогов урока

  1. Какую информацию вы считаете наиболее полезной для успешной работы на ваших дальнейших уроках?
  2. Было ли вам интересно на уроке?
  3. Какой этап урока вам показался очень легким?
  4. Какой этап урока был очень труден для вас?
  5. Что вы хотели бы сказать учителю в конце урока?

VI. Домашнее задание

 

Сайт создан в системе uCoz