на главную              Уроки

Урок 1.   Тема:   Местные народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Эскиз узора для вышивки.

Цели:

1. Познакомить учащихся с национальным прикладным искусством хакасов. Учить делать эскизы вышивки для украшения одежды.

2. Развивать творческие способности учащихся

3. Воспитание уважения и чувства любви к своей Родине, ее традициям и культуре; интернациональное дружелюбие.

Оборудование:

Таблицы трафаретов орнаментов. Трафареты цельные и отдельные элементы. Таблица отдельных элементов, таблица с хакасским национальным костюмом (женским), альбом «Хакасские узоры», книга «Хакасия»-(ст.62-63), ( см.Приложение1).

Магнитофон и аудиозаписи с хакасскими песнями или музыкой хакасских композиторов.

Баночки для воды, кисти, краски,   простой карандаш.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вступительная беседа. Сообщение темы.

В центре Южной Сибири, в долине реки Абакан живет небольшой, древний тюркоязычный народ. Какой? (хакасы)

Сегодня на уроке мы познакомимся с декоративно-прикладным искусством хакасского народа, и будем создавать эскизы узоров для украшения наплечников (или погонов) и обшлагов. (показать)

Издавна Хакасия славилась своими ювелирными изделиями (золотой, серебряной и бронзовой посудой, поясными бляхами, украшениями конской сбруи).

Кроме мастеров по художественной обработке металлов следует отметить изделия древних хакасских ремесленников - гончаров. Посуда была прекрасной формы и украшалась  орнаментом, напоминающим ленты сложного плетения.

В декоративно-прикладном искусстве хакасов широко распространены такие виды художественного ремесла, как изготовление национальной одежды, вышивка, резьба по дереву, тиснение по коже и бересте, ювелирное дело.

Произведение искусства хакасов можно увидеть в таких известных музеях, как Государственный Эрмитаж и Государственный Исторический музей, а так же в Хакасском краеведческом музее в г. Абакане.

Среди тюркоязычных соседей хакасов, тувинцев, алтайцев, якутов, бурят и других все виды домашних ремесел, кроме вышивки у хакасов развиты слабее.

Но у хакасов очень красив национальный костюм. Костюм хакасов считается одним из самых красивых национальных костюмов мира (входит в первую десятку). И в основном это из-за того, что он украшен своеобразной вышивкой (рассматривание костюма, обратить внимание, где располагается вышивка).

На сегодняшнем уроке мы и будем говорить о хакасской национальной вышивке.

Художественное оформление одежды пришло к нам из древности. Национальная одежда является изделием не только бытового назначения, но и декоративно прикладного искусства, раскрывает перед нами богатство культуры народа, помогает усвоить обычаи передаваемые от  поколения к поколению, учит понимать и любить прекрасное. Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты.

Изначально в хакасской вышивке каждый узор имел свой особый смысл. Вышивки раньше «читались», как тексты. Со временем (эти изображения символы) утратили свое значение и стали просто декоративными элементами.

Основным вдохновением мастериц служила красота родной природы. Мастерицы созерцали красоту и гармонию мира, смотрели на закат и восход солнца, на золотой круг луны, на звезды, на цветущие в степи ирисы (пикульки), на бутоны таежных цветков жарков и они вызывали у них восторженное изумление. И образное восприятие природы ожило в узорах народной вышивки.

Большим вкусом отличаются вышивки и узоры на женской одежде: шубе, сикпене, рубахе, мягкой обуви. Широко была распространена вышивка на рукавицах и табачных кисетах (на доске словарь).

Существенным в орнаменте является цвет. Народные мастерицы через цвет передают свое настроение и переживание. В вышивке традиционно применяются три главных цвета. Каких? Красный - с ним связываются представления о веселье, счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на земле. Голубой - цвет воды, неба. Зеленый - цвет растений. Употребляются также другие яркие цвета. Разнообразные сочетания этих цветов дают богатый декоративный эффект.

Вы наверное заметили, что для вышивки наплечников и обшлагов берется обычно ткань черного цвета. Черный - цвет земли. Но они могут быть и другого цвета.

Для обшивки контура рисунка используется тамбурный шов. Он может быть любого яркого цвета, а т.к. мы будем не вышивать а рисовать, мы сделаем по контуру  просто цветную тонкую полоску.

3. Рассматривание образцов и их анализ.

·       Кому понравился узор?  Для чего он предназначен?

·       В какую геометрическую форму вписан?

·       Из каких элементов состоит?

·       Как они расположены?

·       Какие краски использованы?

4. Показ и объяснение последовательности ведения работы.

Искусство вышивки, ее традиции хранят женщины, передавая по наследству от матери к дочери. Более или менее хорошо вышивать могла каждая женщина. Но не каждая могла создавать традиционные узоры. В каждом аале найдется 1 или 2 мастерицы умеющие создавать узор. Поэтому сегодня все образцы узоров останутся на доске, когда вы будете работать самостоятельно. И вы сможете их использовать для составления собственного узора.

Существует несколько способов создания узора.

1) Используя трафарет, который создали наиболее одаренные мастерицы. т.е. из бумаги, кожи или бересты сложенной вдвое вырезали трафарет, накладывали его на ткань и мелом, обмылком или стежками ниток обводился контур рисунка и заполнялся вышивкой (показ таблицы и как вырезать трафарет).

2) Тип трафаретов представляет собой отдельные выкройки элементов, соединяя которые в определенные композиции создавался узор. Элементы раскладывали на ткани и соединяли стеблем. (показ таблицы элементов и отдельных элементов). Названия элементов: лотос, пальметта, пятилистники,  трилистники др..

3) Способ копирования узоров, т.е. его срисовывали на глаз на бумагу и переводили на ткань. А мы вместо копирования попытаемся составить свой собственный узор.

5. Конкретные указания.

- А теперь давайте выясним, как мы будем работать.

- Как взять лист? (лучше использовать 1/2 листа)

-  С чего начнем работу? (показ учителя на доске)

- Выбирайте любой способ составления узора.

- Как закрашивать? (не забудьте про тамбурный шов, т.е. линию по контуру рисунка.

- Сегодняшняя работа рассчитана не только на урок, но и на домашнюю работу. Поэтому на уроке нужно успеть создать узор и начать его закрашивать. Остальное можно доделать дома. Готовые работы мы рассмотрим на следующем уроке.

6. Самостоятельная работа.

Создание эскиза вышивки для украшения наплечников (или погон)

(Включить музыку) Индивидуальная  помощь. Типичные ошибки исправить у доски.

7. Итог - Демонстрация лучших работ (пусть и не законченных). Анализ работ. Отметить оригинальность.

- Вот такая искусная вышивка превращает одежду в произведение народного искусства. И сегодня на уроке мы тоже приобщились к традициям народного искусства.

Сайт создан в системе uCoz